ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

14 мая 2009 г. № 32-5

г. Санкт-Петербург

О формировании законодательных основ современной молодежной политики в государствах – участниках СНГ

С учетом того, что молодое поколение выступает важнейшим звеном устойчивого социального развития, вопросы обеспечения прав и свобод молодых граждан наших государств, вовлечения их во все сферы жизни общества приобретают особо важное значение.

В период масштабных социально-экономических и политических преобразований в странах Содружества в известной степени была деформирована система ценностного воспитания молодежи в основных общественных институтах: семье, образовательных учреждениях, трудовых коллективах и самодеятельных организациях. Ослабление внимания государства к обеспечению законодательных, организационно-правовых и материальных условий для гармоничного развития подрастающего поколения привело к неоправданным социальным потерям, стихийному росту числа молодежных сообществ, в том числе экстремистского толка.

Внимание Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества Независимых Государств к вопросам молодежной политики и объявление 2009 года Годом молодежи предоставляют парламентариям стран СНГ дополнительную возможность объединить усилия для принципиального изменения сложившейся ситуации.

В условиях мирового экономического кризиса особую значимость приобретают вопросы социальной и экономической поддержки молодежи, обеспечения доступности и качества образования, закрепления навыков здорового образа жизни.

Правовая защита интересов молодого поколения должна быть зафиксирована в качестве приоритета государственной политики, направленной на содействие воспитанию разносторонне развитой, нравственно зрелой, социально ориентированной и ответственной личности, адаптированной к современным реалиям.

В целях формирования общих подходов к законодательному обеспечению защиты прав и интересов молодых людей, чьи высокая политическая и социальная мобильность, инициативность и профессионализм играют существенную роль в создании инновационной экономики и дальнейшем развитии демократического общества в государствах Содружества Независимых Государств, Межпарламентская Ассамблея ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять декларацию «О приоритетных направлениях современной молодежной политики в государствах – участниках СНГ» (приложение 1). Направить указанную декларацию в Совет глав государств и Совет глав правительств Содружества Независимых Государств, Совет по делам молодежи государств – участников СНГ, в министерства и ведомства стран Содружества, курирующие вопросы молодежной политики.

2. Поддержать инициативу Совета по делам молодежи государств – участников СНГ о разработке Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ.

3. Принять модельный закон «О воспитании детей и молодежи», представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по науке и образованию (приложение 2). Направить указанный модельный закон в парламенты государств – участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать его для использования в национальном законодательстве.

4. Поручить постоянным комиссиям МПА СНГ по социальной политике и правам человека и по вопросам обороны и безопасности ускорить работу над проектами модельных законов «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» (новая редакция), «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, духовному и нравственному развитию».

5. Рекомендовать постоянным комиссиям МПА СНГ при подготовке модельных законодательных актов учитывать приоритетный характер вопросов молодежной политики.

 

Председатель Совета Ассамблеи

С.М.Миронов

 

 

Приложение 1

 

 

Принята на тридцать втором пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств – участников СНГ
(постановление № 32-5 от 14 мая 2009 года)

ДЕКЛАРАЦИЯ
Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ

О приоритетных направлениях современной молодежной политики в государствах – участниках СНГ

(Санкт-Петербург, 14 мая 2009 года)

 

Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ,

учитывая влияние политических, социально-экономических и духовно-идеологических преобразований конца XX века, вызвавших изменение ценностных ориентаций различных социальных групп, и в первую очередь молодежи,

разделяя озабоченность молодых людей, международных организаций, парламентов и правительств, общественных объединений и движений в связи с негативным воздействием мирового экономического кризиса на жизнь, здоровье и духовно-нравственное развитие молодежи во всем мире,

подчеркивая общую заинтересованность стран Содружества Независимых Государств в воспитании новых поколений, способных ответить на вызовы и угрозы современности,

признавая необходимость объединения усилий парламентов и правительств государств – участников СНГ в формировании и совершенствовании законодательных основ современной молодежной политики,

основываясь на признании приоритета норм международного права, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Всемирной программе действий, касающейся молодежи (1995 год), Лиссабонской декларации по молодежной политике (1998 год) и других документах ООН,

исходя из общности традиционных ценностей социального и культурного пространства,

учитывая, что 2009 год объявлен в Содружестве Независимых Государств Годом молодежи,

признавая возрастающую роль средств массовой информации в воспитании молодежи,

осознавая, что молодежь, подрастающее поколение являются важнейшим активом в построении будущего, укреплении стабильности социально-экономического положения государств,

признавая, с одной стороны, ответственность государства перед новыми поколениями за социально-экономическое, экологическое, культурное состояние страны и, с другой стороны, ответственность новых поколений за сохранение и приумножение полученного наследия,

сознавая, что молодежную политику необходимо выстраивать совместно с молодежью, опираясь на ее общественную, творческую, политическую и профессиональную активность,

признавая необходимость обеспечения доступности качественного образования, государственной поддержки талантливой молодежи во всех сферах общественной, творческой и научной деятельности, а также учитывая особую значимость воспитательной функции образования,

считая важнейшей задачей международных организаций, парламентов и правительств стран СНГ в области молодежной политики формирование у молодежи навыков здорового образа жизни, пропаганду семейных ценностей, неприятия наркомании, экстремизма и других общественно опасных проявлений,

учитывая, что в реалиях нового времени ведущая роль отводится толерантности и социальной сплоченности общества,

подчеркивая значимость усилий государств и международных организаций в достижении взаимопонимания между молодежью разных народов,

считая молодежное сотрудничество важным резервом укрепления интеграции и одной из наиболее перспективных форм интеграционного партнерства,

руководствуясь стремлением упрочить отношения дружбы и добрососедства между молодежью разных стран, в том числе путем развития межкультурного и межрелигиозного диалога и роста взаимопонимания,

принимая настоящую Декларацию:

подтверждает необходимость на современном этапе ускоренного поиска методов и форм совершенствования молодежной политики, в том числе на законодательном уровне;

отмечает необходимость в условиях мирового экономического кризиса разработки и проведения государствами – участниками СНГ согласованной и эффективной молодежной политики на основе комплексного и межотраслевого подходов;

призывает правительства государств – участников Содружества инициировать проведение первоочередных государственных мероприятий по преодолению негативных тенденций в молодежной среде и улучшению положения молодежи, ее здоровья и достижению достойного уровня жизни;

призывает ориентировать законотворческую деятельность на системное обеспечение правовой защиты молодых граждан и оказание им действенной юридической помощи, используя в том числе потенциал модельного законодательства СНГ в сфере образования, здравоохранения, профориентации и трудоустройства, социальной защиты;

поддерживает План действий Совета Европы в отношении будущего молодежной политики «Повестка 2020» и создание единой Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников СНГ;

призывает государства СНГ содействовать правовому, духовно-нравственному этическому, физическому, гражданско-патриотическому, трудовому, санитарно-гигиеническому, экологическому воспитанию молодежи;

придает особое значение воспитанию духовной культуры молодежи, формированию гражданской ответственности, правового самосознания, инициативности, самостоятельности, развитию межкультурного диалога, преодолению религиозной, национальной, этнической и культурной нетерпимости;

признает первоочередную важность оказания государственной поддержки и содействия молодежи в трудоустройстве, предоставлении гарантии первого места работы, профессиональной подготовке и повышении квалификации в рамках концепции «образование в течение всей жизни»;

обращает особое внимание на необходимость усиленного использования в воспитательной работе потенциала образовательных учреждений, в том числе профилактической работы в специализированных учреждениях, в учреждениях высшего педагогического и дополнительного образования;

считает одной из приоритетных задач построение системы инновационного образования на основе интеграции науки и высшего профессионального образования, создание благоприятных условий для получения профессионального образования, улучшения качества подготовки, переподготовки и повышения квалификации современных кадров;

считает необходимым способствовать взаимному признанию и установлению соответствия дипломов и квалификаций стран Содружества в целях обеспечения доступа молодежи к общему образовательному пространству СНГ;

настоятельно рекомендует оказать содействие в обеспечении доступности для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья программ обучения, переподготовки и стажировки в высших учебных заведениях, в том числе дистанционного обучения, помощи в их трудоустройстве;

отмечает заинтересованность государств Содружества в осуществлении научных исследований по проблемам государственной молодежной политики;

обращает внимание на то, что главной задачей государства в отношении молодежи становится создание условий для более активного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;

считает необходимым создание условий для обеспечения массового доступа молодых людей к информационным ресурсам, формирования в средствах массовой информации позитивного имиджа молодых, развития информационных проектов, инициированных молодежью;

предлагает разработать антикризисную программу совместных комплексных мер по социальной адаптации молодежи к современным условиям жизни, интеграции в общество молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитию и популяризации в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

предлагает разработать конкретные меры социальной поддержки студенчества в условиях мирового экономического кризиса;

выступает за проведение комплексной работы с молодыми трудящимися-мигрантами, беженцами и вынужденными переселенцами по их возможной интеграции в принимающие сообщества, предоставление юридических гарантий ответственного отношения агентств занятости перед работниками и нанимателями;

поддерживает возрождение студенческих трудовых отрядов, способствующих реализации молодежью социальных и трудовых инициатив, приобретению навыков профессиональной трудовой и управленческой деятельности, личностному развитию, а также процессам трудовой и социальной адаптации;

предлагает усилить государственную поддержку молодежных лагерей, расположенных в странах СНГ, для практической реализации инновационных проектов и программ в сфере активного отдыха, занятости, образовательно-активной деятельности молодежи;

считает целесообразным создание в рамках СНГ координирующего органа, призванного осуществлять взаимодействие молодежных движений и организаций государств – участников Содружества.

Межпарламентская Ассамблея государств – участников СНГ призывает законодательные и исполнительные органы власти стран Содружества, молодежные организации и другие общественные объединения учесть в своей деятельности настоящую Декларацию.

 

 

Приложение 2

 

 

Принят на тридцать втором пленарном
заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств – участников СНГ
(постановление № 32-5 от 14 мая 2009 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
О воспитании детей и молодежи

Настоящий Закон основывается на признании приоритетов норм международного права, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека (1948 год), Конвенции о правах ребенка (1989 год) и других документах ООН, определяет общие правовые и организационные принципы воспитания детей и молодежи в государствах – участниках СНГ и имеет целью создание необходимых условий для формирования систем воспитания детей и молодежи, ориентированных на развитие социально зрелой и творческой личности.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения

В настоящем Законе используются следующие термины и их определения:

образование – процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества, государства, не противоречащий общепринятым в государстве – участнике СНГ нравственно-этическим принципам и нормам, ориентированный на сохранение, совершенствование и передачу знаний, трансляцию культуры новым поколениям в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, постоянного совершенствования нравственного, интеллектуального, эстетического и физического состояния личности и общества;

воспитание – систематический процесс формирования и развития личности в соответствии с принятыми в государстве – участнике СНГ нормами в целях подготовки ее к активному участию в общественной и культурной жизни;

воспитательный процесс – деятельность по формированию и развитию личности в соответствии с принятыми в государстве – участнике СНГ программами воспитания детей и молодежи;

дети – лица, не достигшие 18 лет (совершеннолетия), если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное;

молодежь – лица от 18 до 29 лет, если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное;

программа воспитания детей и молодежи – программно-планирующий документ воспитания, закрепляющий основные направления воспитания детей и молодежи и мероприятия по их реализации;

учреждение образования – юридическое лицо, основной функцией которого является осуществление деятельности по обучению и воспитанию.

Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере воспитания детей и молодежи

1. Правовое регулирование отношений в сфере воспитания детей и молодежи в государстве – участнике СНГ основано на национальном законодательстве об образовании, других законах и нормативно-правовых актах, регламентирующих воспитательный процесс в государстве – участнике СНГ, с учетом положений настоящего Закона и других международных договоров и соглашений в этой сфере.

2. Если вступившим в силу международным договором государства – участника СНГ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи

1. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи основывается на принципах:

гуманизма;

преемственности процесса воспитания в семье, учреждениях образования, иных учреждениях и организациях, средствах массовой коммуникации и социализации подрастающего поколения, занятых в процессе воспитания;

приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

обеспечения условий для формирования у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей, здорового образа жизни, воспитания гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия;

учета духовно-нравственных ценностей и традиций государства – участника СНГ для гармоничного развития детей и молодежи;

развития и укрепления партнерства государств – участников СНГ в сфере воспитания детей и молодежи.

2. Государственная политика в сфере воспитания детей и молодежи направлена:

на разностороннее развитие детей и молодежи, формирование навыков самореализации личности;

обеспечение гуманистического характера воспитания, защиту прав детей и молодежи;

установление гармонии в отношениях между человеком и обществом, человеком и природой, человеком и государством;

воспитание у детей и молодежи уважения к своему государству, родителям, семье и другим членам общества;

воспитание патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре своего и других народов;

подготовку детей и молодежи к сознательной жизни в обществе на основе принципов взаимопонимания, миролюбия, терпимости;

привитие детям и молодежи культуры межэтнических отношений.

3. Организационной основой осуществления политики в сфере воспитания детей и молодежи являются программы воспитания детей и молодежи, утверждаемые правительством государства – участника СНГ.

4. Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений обучающихся (их родителей или иных законных представителей) во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями.

Статья 4. Задачи воспитания детей и молодежи государств – участников СНГ

1. Задачами воспитания детей и молодежи являются:

формирование духовно и нравственно зрелой творческой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

воспитание гражданственности, патриотизма и национального самосознания личности;

подготовка к самостоятельной жизни и труду;

формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

воспитание уважения к себе и другим людям, семье, традициям и обычаям своего народа, культуре других национальных общностей;

овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

2. Государства – участники СНГ принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры для выполнения задач воспитания детей и молодежи.

3. Государства – участники СНГ принимают также все необходимые меры для того, чтобы содействовать физической и психологической реабилитации и социальной реинтеграции детей и молодежи, ставших жертвами любых видов пренебрежения, эксплуатации и злоупотребления, пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такие реабилитация и реинтеграция осуществляются в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство детей и молодежи.

Статья 5. Международное сотрудничество в сфере воспитания детей и молодежи

1. Международное сотрудничество в сфере воспитания детей и молодежи осуществляется в рамках международных договоров государства – участника СНГ, международных и национальных проектов и программ, а также договоров физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в этой сфере, с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.

2. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере воспитания детей и молодежи, осуществляют международное сотрудничество путем:

установления связей с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере воспитания детей и молодежи, в том числе по обмену технологиями воспитания, программами воспитания детей и молодежи, опытом организации воспитательного процесса;

разработки программ двустороннего и многостороннего обмена учащимися и участия в них;

приглашения специалистов иностранных государств и направления специалистов государства – участника СНГ в иностранные государства для участия в педагогической, исследовательской деятельности в сфере воспитания детей и молодежи;

организации международных конгрессов, конференций, симпозиумов и участия в них, а также в работе международных организаций и ассоциаций.

II. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 6. Элементы системы воспитания детей и молодежи

Система воспитания детей и молодежи включает в себя:

программы воспитания детей и молодежи и научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи;

учреждения образования, осуществляющие обучение и воспитание детей и молодежи, иные организации (в том числе общественные организации и объединения), обеспечивающие функционирование системы воспитания детей и молодежи;

органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере воспитания детей и молодежи;

общественные (государственно-общественные) организации и объединения;

субъекты воспитательного процесса.

Статья 7. Программы воспитания детей и молодежи

1. Основой для разработки программ воспитания детей и молодежи является национальная доктрина воспитания детей и молодежи или иной документ такого уровня государства – участника СНГ, в котором определяются цели, задачи, содержание воспитания детей и молодежи, а также методологические подходы и общие требования к воспитанию детей и молодежи с учетом их возрастных особенностей.

2. Порядок разработки и организации выполнения программ воспитания детей и молодежи определяется национальным законодательством.

3. Проекты программ воспитания детей и молодежи проходят обязательную общественную экспертизу, порядок которой определяется нормативно-правовыми актами соответствующего уровня.

Статья 8. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи

1. Основными задачами научно-методического обеспечения воспитания детей и молодежи являются:

обеспечение реализации принятых в государстве – участнике СНГ программ воспитания детей и молодежи;

изучение, анализ и оценка результативности воспитательного процесса и состояния методической работы, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

информационно-методическая поддержка внедрения и использования новых воспитательных технологий.

2. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи включает в себя:

исследования в сфере воспитания детей и молодежи;

доктрину непрерывного воспитания детей и молодежи, программу их непрерывного воспитания, комплексные программы воспитания, программы и планы воспитательной работы учреждения образования, планы работы социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, учебные и методические пособия, оборудование, средства воспитания;

технологии воспитания;

экспериментальную и инновационную деятельность в сфере воспитания.

3. Научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи осуществляется научно-методическими и исследовательскими учреждениями, учреждениями образования, учебно-методическими подразделениями органов управления образованием, иными юридическими и физическими лицами в пределах их компетенции.

Статья 9. Учреждения образования, осуществляющие воспитание детей и молодежи

1. Программы воспитания детей и молодежи реализуются учреждениями образования, специализирующимися на реализации программ воспитания детей и молодежи, и учреждениями образования, реализующими программы основного и дополнительного образования.

2. К учреждениям образования, специализирующимся на реализации программ воспитания детей и молодежи, относятся:

социально-педагогические учреждения;

специальные (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательные учреждения;

специальные (в том числе закрытого типа) лечебно-воспитательные учреждения.

3. К учреждениям образования, реализующим программы основного и дополнительного образования, относятся учреждения дошкольного, начального, базового, общего среднего, специального, профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, повышения квалификации и переподготовки кадров, учреждения внешкольного воспитания и обучения, другие учреждения в соответствии с национальным законодательством.

4. Во всех учреждениях образования наряду с учебными программами реализуются программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, а при необходимости создаются условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Статья 10. Управление в сфере воспитания детей и молодежи

1. Управление в сфере воспитания детей и молодежи носит демократический, государственно-общественный характер.

2. Для координации воспитания детей и молодежи, выработки рекомендаций, совершенствования процесса воспитания могут создаваться специальные органы управления в сфере воспитания детей и молодежи.

3. Права и обязанности государства – участника СНГ, органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов, общественных организаций и объединений в сфере управления воспитанием детей и молодежи устанавливаются модельным Образовательным кодексом для государств – участников Содружества Независимых Государств, настоящим Законом, национальным законодательством.

Статья 11. Компетенция органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере воспитания детей и молодежи

Органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере воспитания детей и молодежи:

обеспечивают реализацию государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи;

осуществляют управление и государственный контроль в сфере воспитания детей и молодежи;

разрабатывают национальную доктрину воспитания детей и молодежи;

организуют разработку программ воспитания детей и молодежи;

осуществляют научно-методическое обеспечение воспитания детей и молодежи;

обеспечивают функционирование сети учреждений образования, осуществляющих воспитание детей и молодежи;

организуют повышение квалификации и переподготовку кадров в сфере воспитания детей и молодежи;

осуществляют информационное обеспечение в сфере воспитания детей и молодежи;

осуществляют иные полномочия в сфере воспитания детей и молодежи, определяемые национальным законодательством.

Статья 12. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи

1. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи создаются и действуют в соответствии с национальным законодательством в целях формирования, выражения и защиты интересов участников воспитательного процесса, осуществления общественного контроля в сфере воспитания детей и молодежи, проведения общественной экспертизы проектов программ воспитания всех уровней, обмена опытом.

2. В состав общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи входят представители органов государственной власти, образовательных, научных, профессиональных, благотворительных и иных объединений.

3. Для создания общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи получение предварительного согласия органов управления в сфере воспитания детей и молодежи не требуется.

4. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи подлежат регистрации и действуют в соответствии с национальным законодательством об общественных (государственно-общественных) организациях и объединениях с учетом положений настоящего Закона.

5. Общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи строят свою работу на принципах партнерства и уважения участников воспитательного процесса.

6. Решения, принимаемые общественными (государственно-общественными) организациями и объединениями в сфере воспитания детей и молодежи, носят рекомендательный характер.

7. Перечень видов общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи не является закрытым.

Статья 13. Взаимоотношения органов государственной власти и общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи

1. Органы государственной власти могут привлекать общественные (государственно-общественные) организации и объединения в сфере воспитания детей и молодежи с их согласия к участию в подготовке и реализации решений в сфере воспитания детей и молодежи (национальной доктрины воспитания, иных документов), программ воспитания детей и молодежи всех уровней, в осуществлении научно-методического обеспечения воспитания детей и молодежи.

2. Вмешательство органов государственной власти в деятельность общественных (государственно-общественных) организаций и объединений в сфере воспитания детей и молодежи в пределах выполнения ими уставных задач не допускается.

III. СУБЪЕКТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ИХ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 14. Субъекты воспитательного процесса

1. К субъектам воспитательного процесса относятся:

дети и молодежь;

педагогические работники;

родители (иные законные представители детей и молодежи);

средства массовой информации, иные средства массовой коммуникации.

2. К педагогическим работникам в настоящем Законе относятся все лица, занятые педагогической работой: няни, воспитатели, учителя, преподаватели, психологи-практики, педагоги-социологи, мастера по трудовому обучению, методисты, педагогические работники внешкольных учреждений, научные работники, инженерно-технические работники, учебно-вспомогательный персонал, работники библиотек учреждений образования, сотрудники педагогической печати, работники органов управления образованием, руководители учебно-воспитательных учреждений и др.

3. Воспитание детей и молодежи обеспечивается во взаимодействии родителей (иных законных представителей детей и молодежи) с педагогическими работниками.

Статья 15. Права, обязанности и ответственность детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса

1. Дети и молодежь при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития;

свободу мысли, совести и религии;

личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, защиту от незаконного посягательства на их честь и достоинство;

формулирование и свободное выражение своих собственных взглядов по всем затрагивающим их вопросам.

2. Дети и молодежь при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

уважать честь и достоинство, права и свободы всех участников воспитательного процесса;

выполнять законные требования педагогических работников, родителей (иных своих законных представителей).

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

4. Иные права и обязанности детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством.

5. Ответственность детей и молодежи при осуществлении воспитательного процесса определяется национальным законодательством.

Статья 16. Права, обязанности и ответственность педагогических работников при осуществлении воспитательного процесса

1. Педагогические работники при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

на защиту своих прав, чести и достоинства;

творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов воспитания.

2. Педагогические работники при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию программ воспитания детей и молодежи;

вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди детей и молодежи;

своевременно информировать родителей (иных законных представителей детей и молодежи) о допускаемых детьми и молодежью нарушениях;

уважать честь и достоинство детей, молодежи, их родителей (иных законных представителей детей и молодежи).

3. Иные права, обязанности, а также ответственность педагогических работников при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством, уставами учреждений образования и должностными инструкциями.

4. К воспитательной работе в учреждениях образования, осуществляющих обучение и воспитание детей и молодежи, иных организациях, обеспечивающих функционирование системы воспитания детей и молодежи, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления.

Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и состав преступлений устанавливаются национальным законодательством.

Статья 17. Права, обязанности и ответственность родителей (иных законных представителей детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса

1. Родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса имеют право:

на защиту законных прав и интересов ребенка;

получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических и др.) ребенка;

защиту своих прав, чести и достоинства.

2. Родители (иные законные представители детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса обязаны:

создавать условия, необходимые для полноценного развития ребенка;

заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности начиная с раннего детского возраста;

уважать достоинство всех участников воспитательного процесса.

3. Иные права и обязанности родителей (иных законных представителей детей и молодежи) при осуществлении воспитательного процесса определяются национальным законодательством.

4. Родители (иные законные представители детей и молодежи) в соответствии с национальным законодательством несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.

5. Родители, лишенные по суду родительских прав, могут утрачивать права, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в соответствии с национальным законодательством.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 18. Условия и средства организации воспитания детей и молодежи

1. Воспитательный процесс организованно осуществляется:

в семье;

в учреждениях основного и дополнительного образования;

в условиях социально-педагогических учреждений;

в условиях специальных (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений.

2. Специальные (в том числе закрытого типа) учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения создаются и ликвидируются государственным органом управления образованием государства – участника СНГ и не могут иметь частную форму собственности.

3. Средства массовой информации, иные средства массовой коммуникации используются государством – участником СНГ для воспитания детей и молодежи. В государствах – участниках СНГ разрабатываются и реализуются специальные программы воспитания детей и молодежи с помощью средств массовой информации, иных средств массовой коммуникации с учетом специфики их воздействия на сознание и поведение детей и молодежи.

4. При организации и осуществлении воспитательного процесса запрещается применение методов физического, психологического и другого насилия по отношению к детям и молодежи.

Статья 19. Воспитание детей и молодежи в семье

1. В государстве – участнике СНГ семье как основной ячейке общества и естественной среде для воспитания детей и молодежи предоставляются необходимые защита и содействие.

2. Государство – участник СНГ уважает ответственность, права и обязанности родителей (иных законных представителей детей и молодежи) в осуществлении воспитания детей и молодежи.

3. Государство – участник СНГ не допускает разлучение детей со своими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

4. Государство – участник СНГ уважает право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителями, за исключением случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка.

Дети и молодежь, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

5. Воспитательный процесс в семье организуется на основе:

выбора форм, методов и средств воспитания, не допускающих физическое, психологическое и другое насилие над детьми и молодежью;

культурных традиций и ценностей семьи, народа (народов) государства – участника СНГ, достижений мировой культуры.

6. Родители (иные законные представители детей и молодежи) несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий для воспитания детей и молодежи.

7. Государство – участник СНГ прилагает все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить выполнение принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей или в соответствующих случаях всех законных представителей детей и молодежи за воспитание детей и молодежи.

8. Государство – участник СНГ в соответствии со своими возможностями принимает необходимые меры по оказанию помощи семьям в воспитании детей.

Статья 20. Воспитание детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования

1. Воспитание детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности.

2. Воспитание в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляется в соответствии с программой воспитания детей и учащейся молодежи, принятой в государстве – участнике СНГ.

3. Основными направлениями воспитательной работы в учреждениях основного и дополнительного образования являются:

формирование духовно и нравственно зрелой творческой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

воспитание гражданина и патриота;

воспитание уважения к себе и другим людям, семье, традициям и обычаям своего народа, культуре других национальных общностей;

формирование творческих навыков;

педагогическая и психологическая поддержка в социальном развитии личности;

развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения;

овладение навыками безопасного и культурного поведения, здорового образа жизни;

формирование экологической культуры;

психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения и правонарушений детей и молодежи.

4. Организационно-воспитательную работу в учреждениях основного и дополнительного образования осуществляют педагогические работники, в том числе социальные педагоги и педагоги-психологи.

5. В уставе учреждения основного и дополнительного образования в обязательном порядке указываются язык (языки) воспитания и требования к организации воспитательного процесса.

6. Учреждение образования создает детям и молодежи условия для охраны их здоровья и физического совершенствования. В учреждении образования учебно-трудовая нагрузка, внутренний распорядок, условия питания и санитарные нормы должны соответствовать государственным стандартам и нормативам.

7. Дисциплина детей и молодежи в учреждениях основного и дополнительного образования поддерживается с помощью методов, основанных на принципе уважения человеческого достоинства.

Статья 21. Воспитание детей и молодежи в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений

1. Воспитательный процесс в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений организуется на основе:

педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств воспитания;

культурных традиций и ценностей народа (народов) государства – участника СНГ, достижений мировой культуры;

современных воспитательных технологий;

приоритета семейных форм жизнеустройства;

создания приближенных к семейным условий содержания воспитанников.

2. Основными требованиями к организации воспитательного процесса в условиях социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений являются:

обеспечение реализации программ воспитания;

реализация личностно ориентированного подхода;

создание условий для вовлечения воспитанников в различные виды социально значимой деятельности;

профилактика противоправного поведения воспитанников;

охрана жизни и здоровья воспитанников.

3. Воспитательный процесс при реализации программ воспитания реализуется круглогодично.

4. В специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях создаются специальные условия воспитания, предусматривающие ограничения в правах воспитанников в соответствии с национальным законодательством.

5. Формами организации воспитательного процесса при реализации программ воспитания являются беседа, воспитательное мероприятие, информационный час, общее собрание воспитанников, производительный труд и другие не противоречащие закону формы.

6. Воспитательный процесс может осуществляться в группе с пониженной наполняемостью и индивидуально.

7. Воспитанники социально-педагогических учреждений, специальных учебно-воспитательных учреждений, специальных лечебно-воспитательных учреждений обладают правами, предусмотренными национальным законодательством о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Статья 22. Воспитание детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания

1. Воспитание детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, организуется на основе государственной политики государства – участника СНГ по поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания.

2. Система работы по воспитанию детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, включает:

выявление и учет детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания;

принятие и реализацию программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания;

создание учреждений образования, специализирующихся на реализации программ воспитания детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, и развитие сети таких учреждений;

научно-методическое обеспечение программ воспитания детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания.

3. Для каждого ребенка или представителя молодежи, находящегося в социально опасном положении или нуждающегося в особых условиях воспитания, разрабатывается индивидуальный план воспитательной работы.

4. Для координации взаимодействия органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных учреждений и организаций по поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении или нуждающихся в особых условиях воспитания, могут создаваться специальные органы управления воспитанием такой категории детей и молодежи.

V. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ

Статья 23. Финансирование воспитания детей и молодежи

1. Для организации и осуществления воспитания детей и молодежи средства выделяются из бюджета государства – участника СНГ и (или) местных бюджетов этого государства.

2. Дополнительными источниками финансирования воспитания детей и молодежи могут являться:

безвозмездная помощь юридических или физических лиц;

иные источники, не запрещенные национальным законодательством.

Статья 24. Материально-техническая база, необходимая для воспитания детей и молодежи

1. Для обеспечения воспитания детей и молодежи в условиях и порядке, определяемых национальным законодательством, формируется необходимая материально-техническая база.

2. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы, необходимой для воспитания детей и молодежи, может осуществляться за счет бюджета государства – участника СНГ, местных бюджетов этого государства, дополнительных источников финансирования, не запрещенных национальным законодательством.

VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 25. Приведение национального законодательства в соответствие с настоящим Законом

Государство – участник СНГ:

принимает меры по приведению национального законодательства в соответствие с настоящим Законом;

принимает другие меры по обеспечению эффективного осуществления настоящего Закона.

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры